В июле 2019 Правительство Севастополя внесло в Законодательное Собрание законопроект «О материнском капитале в городе Севастополе», предусматривающий выплату из Городского бюджета 100 тысяч рублей, при рождении второго ребёнка. Закон (принятый депутатами 30 июля в двух чтениях), понятное дело, нужный и можно даже сказать, очень своевременный, учитывая печальную статистику демографии города. Но логика законотворца навевает ряд вопросов, на которые очень сложно найти вразумительные ответы.
Исходя из названия самого закона, вытекает, что этот самый материнский капитал, должен выплачиваться всем семьям при рождении второго чада. Но это не совсем так, ч.1 ст.2 законопроекта регламентирует норму среднедушевого дохода семьи в 2,5 прожиточных минимума. В пояснительной записке к законопроекту говорится: «Материнский капитал придет на смену пособия при рождении второго ребенка и будет предоставляться с учетом критерия нуждаемости, который составляет два с половиной прожиточных минимума в расчете на душу населения». Для этих целей предлагается заложить в бюджет: в 2020 году — 94,45 млн рублей, в 2021 г. — 98,04 миллионов. То есть прогнозируется прирост рождаемости в 35 нуждающихся семьях.
Во-первых, совершенно непонятно, почему мера поддержки, призванная увеличить рождаемость должна предоставляться только по «критерию нуждаемости»? То есть, по логике чиновников, поддерживать нужно только семьи со среднедушевым доходом ниже 26 тысяч рублей. Остальные семьи, видимо должны просто вдохновиться примером этих 35 семей, и «отважиться» но второго ребёнка.
Во-вторых, непонятен и сам размер помощи в сто тысяч рублей. В пояснительной записке нет какого-либо внятного экономического обоснования. Могли бы, к примеру, ограничиться предельными расходами со стороны города: мы можем потратить на эти цели только 200 миллионов, иначе Бюджет «крякнет», а учитывая запланированное увеличение рождаемость до 2000 младенцев, получается не более 100 тысяч на душу. Или, могли бы, посчитать среднемесячные расходы на годовалого ребёнка в течении полугода.
Зачем такие сложности? Если можно просто «оглянуться вокруг» и написать в пояснительной записке: «Средний размер материнского капитала в регионах составляет 100 тыс. руб. Минимальный размер — 10 тыс. руб. (Республика Дагестан), максимальный — 409 тыс. руб. (Республика Башкортостан). В Южном федеральном округе средний размер материнского капитала составляет 80,0 тыс. руб.» Чего тут заморачиваться, всё же банально!
Ну, и, в-третьих, попробуем разобраться в математике пояснительной записки к законопроекту. Читаем: «расчет потребности денежных средств, необходимых для осуществления выплаты материнского капитала, проведен исходя из 55% прогнозной численности вторых рожденных детей в 2018 году (940 чел.). В 2018 году вторых детей родилось 1722 чел. 1722*0,55 = 947 чел.» Это обоснование расходов по данному закону на 2020 год, как ранее отмечалось в размере 94,45 миллионов рублей. Аналогично «обосновывается» и сумма расходов на 2021 год. Так и подмывает спросить у автора законопроекта откуда взялись 55%? Почему не 100%?
На этом моменте остановимся поподробнее. С учетом статистических данных Крымстата за первый квартал 2019 года. Итак, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата — 31 545,60 рублей, средний прожиточный минимум — 10 422,00 рублей. Исходя из того, что в обычной семье (с двумя работающими родителями — прим. авт.) при рождении второго ребёнка должно быть четыре человека. Соответственно, суммарный доход семьи должен быть не ниже: 4 * 26 000,00 = 104 000,00 (рублей), а средняя зарплата каждого из родителя — 52 тысячи рублей в месяц. Смотрим данные Крымстата и делаем вывод: в среднем, в севастопольской семье, каждый второй рожденный ребёнок не имеет среднедушевого дохода в 26 тысяч рублей. Откуда делаем несложный вывод, что на выплату материнского капитала нужно, как минимум, 172 миллиона, а не 94.
Сразу приходит на ум фраза незабвенного Черномырдина: «Хотели, как лучше, получилось, как всегда». Почему чиновники с таким отношением к своим обязанностям работают в нашем Правительстве? Вопрос, скорее, риторический...