Конституция гарантирует гражданам «право избирать и быть избранными». Однако с последним в Севастополе возникли проблемы. Те, кто не представляет парламентские партии и их союзников, сталкиваются с реальной угрозой быть не допущенными к участию в выборах.

Основной отсев кандидатов происходит на этапе сбора и подтверждения подлинности собранных в свою поддержку подписей избирателей. Решением различных избирательных комиссий города из знаковых, например, к участию в выборах не допущен список Партии Дела и общественница-самовыдвиженка Елена Голубева. Решение по спискам партий «Родина» и «Зелёные», которые состоят из сторонников Алексея Чалого, отложено и ожидается в ближайшее время.

С одной стороны логично предположить, что вина за некачественный сбор подписей лежит полностью на субъектах избирательного процесса. Однако, существуют основания предположить о наличии системного фактора в этом процессе.

Избирком может признать все подписи недействительными на том основании, что есть нарушение правил оформления бланков. Возникает вопрос: если это является очень серьёзным нарушением, то почему нет рекомендованных форм подписных листов, утверждённых для этой избирательной кампании? Ведь формальность не может ограничивать конституционное право граждан.

Вторым этапом проверки подписей является экспертиза графолога, который выявляет подписи, якобы проставленные «одной рукой». Отсеиваются подписи и после проверки паспортных данных граждан с базами ФМС. Например, обнаружены «мёртвые души» среди подписавшихся за список Партии Дела в количестве шести человек. Но по утверждению представителей партии, три из названных живы и не могут числится покойниками.

Получается, что на первый взгляд такой простой вопрос, как сбор подписей становится непреодолимым барьером к допуску на выборы. А следовательно становится нереализованным, как право гражданина на выдвижение, так и ограничивается право выбора.  

Очевидно, что существующее законодательство о выборах из вспомогательной регулирующей роли, превратилось в обременение избирательного права. Таким образом, нуждается в изменении и упрощении.

Политические силы города-героя пребывают в недоумении, ведь они целиком и полностью патриотичны, выступают против «майданщиков, госдеповцев и пятой колонны прозападных либералов». Сейчас же недопуск к выборам заставляет их стоять с плакатами в одиночных пикетах, заявлять о намерении собирать митинги.

Особенностью ситуации в городе-герое является также то, что бывшая команда Алексей Чалого - Единая Россия, поставлена им же в неудобное положение. Имея своих представителей, как в партии власти, так и в непарламентских партиях и самовыдвиженцев он горячо поддерживает их допуск на выборы. Партия власти же публично заявляя о невмешательстве в дела избиркомов, заинтересована в в своём политическом доминировании в избирательном бюллетене.

Тем интересней наблюдать, какая позиция победит. Севастополь будет системным в этом отношении - допуска кандидатов или для «единой команды Чалого» будет сделано исключение и не смотря на «мелкие недочёты», как они их называют, их допустят к выборам. Решение этого вопроса будет основным сигналом к пониманию того политического процесса, который начнётся с приходом нового главы исполнительной власти в регионе.

Материалы по теме