В последнее время взаимные упрёки в не любовном треугольнике — педагоги-родители-ученики — стали не только источником нападок в соцсетях, но и предметом острой полемики в обществе в целом. Эксперты и ученые мужи ломают копья не теледебатах и всевозможных круглых столах: «Кто виноват?» и «Что делать?», два извечных русских вопроса не обошли своим вниманием и процесс образования. Не отстают от них и родительское сообщество, и педагоги. Всё это действо разворачивается, по сути, вокруг вопроса о том, каким должно быть образование. Но, прежде, чем искать ответ на этот вопрос, необходимо разобраться с тем, что это такое «образование».

«Нерукотворный образ»

Как подсказывает нам этимология, слово «Образование» происходит от слова «Образ», а семантически оно означает создание некоего образа. Какой же образ и где создаёт образование? Это образ нашего реального мира в мозгу нашего, пока ещё несмышлёного ученика. Образ тех причинно-следственных связей — объективных законов — приводящих в движение всё многообразие телесного мира и мира человеческих отношений, окружающих нас с самого рождения. Таким образом, главная задача образования — создать в мозгу обучаемого реальную картину мира. И изначальная цель этого процесса состояла вовсе не в том, чтобы наше потомство стало умнее нас, а в банальной необходимости выжить и продолжить свой род.

В ходе эволюции человека увеличился не только наш мозг, но и реальный мир человечества разросся до масштабов вселенной. Поэтому и задача познания современного мира стало гораздо сложнее, чем, скажем, сто лет назад, не говоря уже о прошлых тысячелетиях. Но первоначальная цель — выжить самому и вырастить своё потомство — стоит перед человеком по-прежнему, хотя, понятное дело, сегодня речь идёт не о банальном выживании, а о полноценной и комфортной жизни. Но «выживать» ему придётся не в наше время, не сейчас, а через 15-20 лет, вот в чём состоит глобальная цель этой задачи.

«Яблоко раздора»

Казалось бы, если задача поставлена довольно-таки чётко, то и решение её найти не сложно. Но, как говорится, в этом мире всё просто, только люди всё усложняют. И причина не в том, что люди «заморачиваются» по простым вещам, но в том, что мир человеческих отношений действительно становится сложнее. А процесс образования уже давно стал составной, и даже неотъемлемой частью процесса воспитания человека как такового. Сегодня образование не может не воспитывать, а воспитание, соответственно, не может не образовывать. В этом и кроиться «камень преткновения».

В попытке разорвать неделимое, оторвать одно от другого, образование низводят к «получению новых знаний», отрывая его не только от воспитательного процесса, но и порой от действительной, практической жизни. А зачем ребёнку глубокие познания о вселенной, если в своих мечтах он даже не пытается вырваться за пределы земной атмосферы? К чему ему драма Раскольникова, если в виртуальном мире, играя в шутер, он «трупы складывает штабелями»?

Для него знания, оторванные от практической деятельности, пусть даже просто мыслительной, бесполезны и превращаются в «хлам, засоряющий мозг». И мечется бедный ребёнок меж двух огней: в школе — «грузят» учителя, дома — «напрягают» родители, в тщетной надежде вырваться из этого «учёного ада» — школьной муштры, не понимая зачем ему знания, без которых вполне прекрасно можно прожить. Мечтает о том, чтобы его оставили в покое.

И невдомёк ему бедолаге, что не бывает «пустых» знаний. Любое новое знание изменяет его мозг, превращаясь в новую нейронную связь, становиться новой «деталькой конструктора», позволяющей и думать уже по-новому. Но если детям вполне простительно их дремучее невежество, в силу их возраста, то с родителей и педагогов спрос особый.

«Оба хуже»

Непримиримая битва — «до победного конца» — между педагогическим и родительским сообществами выплёскивается на бескрайние просторы интернета, телевизионные экраны и страницы печатных изданий. Припирая к стенке своих «противников» безапелляционными доводами, одни утверждают — воспитывать должна школа, другие — воспитывать должна семья. В попытках переложить ответственность друг на друга, они «вместе с водой выплёскивают и младенца» — того, ради которого, всё это и предусмотрено.

Педагоги пеняют не родителей, мол, наше дело лишь «образовательные услуги», остальное — забота родителей. Понять их вполне можно. Они по самое не хочу, загружены анкетами, опросами и всевозможными проверками со стороны Обрнадзора, съедающими львиную долю времени, которое вполне можно было направить как на отдых учителей, так и на более полноценную подготовку к урокам, и более плотное общение с учениками. Заработные платы у них, честно говоря, не особенно стимулируют всецело посвятить себя ученикам, да и руководство страны вполне открыто говорит: «хотите больше зарабатывать идите в предприниматели». Вот и идут многие из них в репетиторы, чтобы и деньжат подзаработать, и реализовать себя как учителя. А зачем тогда «напрягаться» в стенах школы?

Родители в ответ ропщут на педагогов, мол, недосуг заниматься им своими отпрысками. Рыщут они в поисках хлеба насущного, также тратя своё драгоценное время, которое вполне могли посвятить собственным чадам и повышению своего культурного уровня. Хотя прекрасно понимают, чтобы сконструировать и создать «бездушную железяку» — самолёт, автомобиль или электровоз нужно получить инженерное образование, стать специалистом. Но считают, чтобы «сконструировать и создать» нового человека, вполне достаточно просто его родить.

«Зри в корень»

Сегодня и «школа», и «семья», и «улица», и «клуб по интересам», и даже «всевозможные гаджеты» с «интернетами», являются составляющими элементами сложного и многообразного процесса воспитания (включая, естественно, и образование — прим. авт.), не менее сложного и многообразного, чем сама жизнь в нашем мире, к которой, собственно, и необходимо подготовить маленького человечка. И правильно составить «питательный коктейль» из этих инградиентов — сложнейшая задача, непосильная ни педагогам, ни родителям, взятым в раздельности. Вот и остаются, зачастую, наши дети один на один с этим бушующим морем человеческих отношений, вовлеченные в круговорот человеческих страстей, без поддержки и опеки как «школы», так и «семьи».

Результаты этого «самовоспитания» и «самообразования» зависят уже от воли случая: повезёт ребёнку — его творческое начало, подпитанное «правильным» коктейлем, разовьёт в нем разностороннюю и развитую личность. Если не повезёт, то «кривая» жизни выведет его на путь деградации и саморазрушения. И к сожалению, действительность, нам показывает немало примеров такого разрушительного «самовоспитания»: от алкоголизма и наркомании, до прямого самоубийства.

Материалы по теме